Моя сильная сторона — находить и создавать смыслы
Евгений Зингерман
Коммуникационный стратег и консультант. Куратор SMM full course в школе Bazilik
По образованию я — мастер допечатной подготовки. На четвёртом курсе я довольно легко нашел работу по специальности, и на тот момент это казалось неплохим началом «карьеры». Но после защиты диплома я понял, что полиграфия - это всё-таки не моё. И тут меня уволили.

Я понимал, что не хочу возвращаться в полиграфию, но идей - чем заняться - у меня не было. Пытался даже стать QA специалистом, но вовремя понял, что это точно не моё :) Тем не менее в IT я таки попал, но на позицию специалиста по коммуникациям. Я был частью HR отдела, и вместе с коллегами работал над брендом работодателя в рамках внутренних и внешних коммуникаций. Я тогда практически ничего не умел, и во всем приходилось разбираться по ходу, но я понял, что это мне интересно. Возможно, это было даже впервые в жизни.

На этой работе я получил свой первый опыт профессиональных побед и факапов. Среди побед — ребрендинг компании. Я полностью курировал процесс: от выбора подрядчика до брифа и приема работ. Из-за моей неопытности процесс растянулся почти на год, но мы его таки закончили, а результатом этой работы компания пользуется до сих пор, и он вполне актуально выглядит даже сегодня. Среди факапов — запоротый новогодний корпоратив. Не учел интересы целевой и перекреативил при подготовке.

Переезд в Киев случился спонтанно. Я периодически ездил на конференции по маркетингу и понимал, что все деньги и таланты сосредоточены тут. В Харькове на тот момент было два креативных агентства — каждое человек на 10, и одно большое performance digital агентство. Я переписывался с подругой из Киева, которая работала в крупном PR агентстве, они как раз формировали digital отдел. Я скинул резюме, через два дня приехал на собеседование, сделал тестовое - и через две недели уже был в Киеве на новой работе. Так я получил свою первую работу SMM специалистом.

Через два месяца мне предложили работу в полноценном digital агентстве, где была возможность развиваться в разных направлениях, и я согласился. Начал тоже с позиции SMM менеджера, но быстро понял, что я не очень хорош в этом. А вот менеджмент команды, общение с клиентами и создание стратегий у меня получалось, и что самое главное — нравилось. Так я в течение полугода вырос до SMM head - и понеслось. Было всякое: и проваленные презентации клиентам, и конфликты с отдельными людьми в команде. Но отдел рос, качество стратегий и нашей работы тоже, клиенты были довольны и продлевали сотрудничество даже без тендеров, если это позволяли их процедуры.
Лекции
Первые лекции я начал читать для наших клиентов. 5-6 лет назад рынка образования практически не было. Digital-экспертиза клиентов, за редким исключением, была на очень низком уровне, и я решил это исправить. После того, как нас приглашали в тендер, я предлагал клиенту прочитать бесплатную лекцию о текущем состоянии соцсетей и основах digital. Свою первую лекцию я собрал на 50 слайдов, по которой два-три часа рассказывал о специфике разных соцсетей, алгоритмах, метриках. Я показывал клиенту логику, по которой работаю. И когда я приходил презентовать стратегию по той логике, которую показывал на лекции, как правило, пазл складывался.

По такому принципу мы выигрывали 80% тендеров, порой не на самом сильном креативе и не на самой низкой цене, но на крепкой стратегии. Можно сказать, что мы использовали принцип контент-маркетинга для получения превосходства над конкурентами.

Моей первой лекцией, на которую меня пригласили, была утренняя встреча в агентстве Postman. Уже не помню, о чём именно она была, но помню, что пригласил меня туда Марк Ливин :)

Потом была Advertising School, куда меня позвали прочитать небольшой курс по стратегии коммуникации в соцсетях — 3 лекции по 3 часа. Я тогда взял свои наработки из лекций для клиентов и дополнил методологией разработки стратегии. Получилось около 100 слайдов. Это помогло мне не только попробовать себя в роли лектора, но и систематизировать свои знания.

Потом был пост Марины, с которого начался Bazilik, наша дружба и сотрудничество. У неё была готова программа, но не было человека, который бы дал базу, а у меня была эта откатанная лекция по стратегии.
Digital Masons
Параллельно со всем этим случился взлет "Digital Masons" — телеграм-канала о диджитал-маркетинге в Украине. Его придумала Алёна Деньга, которая была одним из первых лекторов в школе. После нашего знакомства, она предложила мне стать верховным масоном и нести свет digital знаний вместе :) Мы начали писать посты, публиковать то, что сами читаем и считаем достойным внимания и даже монетизировать эту деятельность.

Я понимаю, почему наш канал "взлетел". Во-первых, была понятна цель создания — мы отвечали на самый часто задаваемый любому специалисту вопрос: "Что вы сейчас читаете?" Можно порекомендовать 5-6 книг по маркетингу, стратегии и коммуникациям, но с digital это не работает. Толковых книг по нему нет, а все знания добываются в статьях, исследованиях и на практике. Вот их-то мы и публиковали со своими комментариями на первых порах. Во-вторых, люди легко актуализировали для себя пользу, которую они получали, тратя время на чтение нашего контента. В-третьих, сама площадка переживала бурный рост в Украине.

Сейчас, когда слышу, что кто-то хочет завести канал, прошу его смоделировать диалог двух людей, где один человек рассказывает другому, почему он читает этот канал. Такую себе ситуацию потребления. Если нет чёткого ответа, значит - заходить в Telegram или любой другой канал коммуникации пока рано.
Bazilik
В Bazilik - я с первого дня. С того самого момента, как мы ударили с Мариной по рукам и запустили наш первый интенсив, я отношусь к школе, как к своему проекту. Вместе с Мариной провели последний ребрендинг, вместе решаем, что в школе будет, а чего — никогда, вместе придумываем и воплощаем часть новых идей.

Я — человек практичный, иногда даже слишком. Такой себе голос разума. И, наверное, отчасти из-за меня, в позиционировании Bazilik появилась приставка "практическая школа коммуникации". В тесте на креативный тип от компании Adobe я — Thinker. Моя сильная сторона — находить и создавать смыслы, чем я и занимаюсь в профессиональной деятельности консультанта и стратега.

В Bazilik все курсы наполнены смыслом, а потому тут уже каждый сам выбирает, куда идти и какой смысл искать. Если рекомендовать курс «для всех», то точно SMM Intensive. Это базовые знания специфики SM каналов и построения осмысленной коммуникации в них. Хотя изначально этот курс маркетинговый, и он нацелен на владельцев бизнеса, его полезно пройти для общего развития даже тем, кто не планирует заниматься коммуникацией в соцсетях, чтобы понимать, как работают эти системы.
Индустрия
Мы с Мариной работаем, как партнеры в рамках консалтинга бизнесов. Наш продукт — бренд и коммуникационные стратегии брендов, и сопровождение их запуска. Бывает, мы полностью перестраиваем отдел коммуникаций клиента, подбираем подходящих по компетенциям людей, обучаем их работать с нашей стратегией. В нашем тандеме я отвечаю за смысловую часть, а Марина за контентную, и как мне кажется, мы отлично друг друга дополняем.

Я люблю решать проблемы - и всё систематизировать. Когда получается сделать это в коммуникации клиента, собрать все его или её смыслы воедино и сформулировать их таким образом, что это примет и владелец, и коллектив, и клиенты — это самый большой кайф.

Проект, которым я безусловно горжусь — Alltrueeast. Когда-то мне написала владелица этого места Анна Андриенко, сказала, что у нее есть помещение, название и концепт кухни. Идеологию она доверила мне. Я придумал концепцию кафе с нуля, решил, что лучшее дополнение к вкусной еде — доброта и забота. Так появилось кафе добрых людей с современной израильской кухней. За три года, благодаря этой идеологии и тому, что владелица и гости в нее поверили, удалось собрать сотни тысяч гривен, которые пошли на реальную помощь тем, кто в ней нуждался: людям, животным, природе. Если же смотреть на это с чисто прагматической точки зрения, то выбранная стратегия задала определенные рамки и позволяет команде придумывать проекты, которые вовлекают людей, делая их более лояльными к бренду и привлекают внимание СМИ. Например, историю с лавочкой из переработанного пластика, крышечки на которую в кафе приносили сотни людей, а материалы о которой абсолютно бесплатно вышли в паре десятков киевских и региональных СМИ, я рассказываю практически на каждой лекции, как пример правильно созданной и понятой стратегии бренда.
Записатися на
SMM Strategy Workshop
Детальніше про воркшоп