PR — это дружить
Это значительно больше, чем релизы, ивенты и события. PR — это построение благожелательных отношений между компаниями, СМИ, блогерами и вообще с окружающим миром.
Вера Щербакова
Куратор PR Full Course
Я училась на журналиста, работала журналистом в издании, писала о политике и экономике. Но в какой-то момент мне стало немного грустно, глядя на то, как развивается сфера в целом и как я работаю в частности, с учетом моих возможностей как специалиста. Мне стало интересно, что будет, если перейти на другую сторону — сторону пиара, сторону компаний. К тем людям, с которыми я всегда общалась как журналист. Здесь оказалось интереснее: есть больше возможностей, некие бюджеты и поле деятельности. Можно реализовывать то, что интересно тебе, бренду, другим компаниям.

Карьеру в PR я начала с сети ресторанов. После этого к себе на благотворительную барахолку «Кураж Базар» заниматься PR и SMM меня пригласила Алена Гудкова. Уже на «Кураж Базар» я окончательно убедилась в том, что мне интересен PR и работа с людьми. В какой-то момент начинаешь ощущать себя частью большого процесса коммуникации и информационного потока. Это очень затягивает и начинает нравиться — рассказывать людям о бренде, доносить до них новые смыслы, идеи, показывать что-то классное, чего они раньше не видели. Я выросла на «Кураже» и ощутила, что мне нужна уже компания побольше.

На тот момент освободилось место в «Планета Кино». Я сама им написала, что хочу с ними поработать. Это было в декабре. Затем я улетела на месяц в отпуск, а, вернувшись, уже с февраля начала работать на позиции PR-менеджера, где и тружусь уже почти три года.
О курсе
Спустя 6 месяцев после начала моей работы в «Планета Кино» ко мне пришла Марина Батуринец и сказала: «Давай запустим курс». Я очень переживала. На тот момент у меня не было никакого опыта: я прочитала всего одну или две лекции в Bazilik. Но у меня было свое представление о том, как собрать полный курс пиара, включив в него именно то, что нужно людям.

Все получилось. Главным моим маркером было создать то, что мне самой было полезно узнать в начале карьеры. Когда подготовила курс и почувствовала, что, если бы мне все это сказали, когда я начинала, это было бы очень классно: мне не пришлось бы набивать шишки и самой до этого доходить через много проектов. В общем, курс был собран на основе моих промахов, идей и взглядов на профессию.

Курс очень насыщен. В нем не только мои лекции — есть и материал других лекторов. Это топовые специалисты в своих сферах: лучшие журналисты, лучшие главные редакторы, лучшие менеджеры, которые могут рассказать, как все устроено и как работает сфера. Потому что институты, как правило, дают теоретическую базу, а практические знания нужно получать исключительно опытным путем. Но определенные основы, принципы и взгляды можно перенять у людей, которые давно в индустрии. Как минимум узнать вектор: как они добились всего, какие шаги предпринимают. Причем это не только кейсы и рассказы о том, какие мы классные и какую награду получили, а реальные алгоритмы, которые из раза в раз, из компании в компанию у людей работают. Ведь функционал каждого специалиста — это та или иная наработка, которая всегда выстреливает и дает позитивный результат в нужном контексте.
Студенты
Я горжусь всеми своими студентами, потому что два месяца по три раза в неделю сидеть и слушать других людей во взрослом возрасте — это уже героизм. Но на каждом курсе у меня есть объекты особой гордости — те, кто быстро реализовался в профессии и воплотил свою мечту.

На первом курсе это была Олеся, которая попала в Public Kitchen и очень долго там работала. На предпоследнем курсе — девочка, которая очень хотела попасть в IT PR, и она сейчас работает в компании у одного из наших лекторов, чему очень рада. Еще одна из студенток с предыдущего курса попала сначала в команду, которая занималась гостинично-ресторанным бизнесом, а теперь у них агентство, в котором она занимается пиаром.

В целом у меня огромное количество людей, которые выучились и заняли свое место на рынке. То есть они не просто работают, а их видно: они участвуют в классных проектах, у них классные клиенты, и все довольны. Мне кажется, что главное после курса пиара — найти реализацию.

Но есть человек, которым я горжусь сильнее всего. На первом курсе пиара у нас из 15 человек было 6 юристов. Один из них — мальчик Богдан, он работал в юридической фирме у своих родителей. Этот парень всегда сидел с очень умным видом в последнем ряду, но я была уверена, что он меня вообще не слушает. А он слушал. Позже, на одной из встреч выпускников, он спросил меня: «Вера, ты слышала, недавно побили одного депутата? Так вот наша юридическая фирма занималась этим. Я на следующий день собрал пресс-конференцию, было много журналистов, камеры. У моих родителей, как у ведущих юристов, брали интервью».

Я просто «села». Как парень, у которого нет опыта, сам собрал пресс-конференцию, пригласил все СМИ, и у него это обалденно получилось. То есть не важно, чем ты занимался до, главное — какие у тебя есть цели.

У него была цель популяризировать бизнес своих родителей, что ему прекрасно удалось. Он раскусил фишку, что главное — желание и умение находить поводы. Еще этот же парень готовил коллаборацию с «Жизнелюбом»: хотел помогать бабушкам и дедушкам с бесплатными юридическими консультациями. И у него все работает.
Что такое пиар
На всех своих лекциях в Bazilik я говорю одну, возможно, странную вещь. Мне кажется, что PR — это дружить. Это чуть больше, чем коммуникация бренда, это значительно больше, чем релизы, ивенты и события. PR — это построение благожелательных отношений между компаниями, СМИ, блогерами и вообще с окружающим миром.

Например, сейчас в «Планета Кино» я часто помогаю нашим лояльным клиентам, каким-то селебрити или блогерам, находить билеты в будние дни или в дни премьеры на их любимые фильмы. Казалось бы, это консьерж-сервис, но это тоже часть нашего пиара, наши отношения с кем-то извне. Люди понимают, что у нас всегда есть решение, мы всегда открыты и сервис для нас превыше всего.

На лекциях я широко раскрываю идею того, что все аспекты дружбы проявляются в пиаре. В первую очередь ты должен быть открытым, честным, справедливым, с уважением относиться к людям (а это и есть все составляющие дружбы), тогда у тебя все сложится в профессиональном плане.
Где берутся идеи
Я не слежу за кем-то конкретным, потому что повторять нет никакого смысла. Можно вдохновляться и переделывать какие-то наработки. Поэтому считаю, что изучать нужно каждый элемент по отдельности. Больше всего, если мне нужна какая-то идея, я вдохновляюсь музеями разных стран мира. Очень много прикольных идей в том же Берлине. Даже в скучном природоведческом музее смогли воплотить огромное количество крутых идей с AR. Есть решения, которые мы хотели бы использовать в своем новом кинотеатре. Например, с экранами, на которых видно изображение, только когда надеваешь специальные поляризационные очки.

Это делают люди, которые занимаются не пиаром, а инновациями. Но эти инновации ты как пиарщик можешь воплотить в своей работе.

Еще можно вдохновляться людьми. Буквально в прошлом году я прочитала пост Насти Степулы о том, что она побывала в больнице в Голландии и там везде на стенах написано: «Уважайте пространство другого человека». И это меня вдохновило на мысль, что мы как большая сеть кинотеатров тоже можем научить людей быть более внимательными друг к другу. Это же в рамках нашего киноэтикета! В итоге идея воплотилась в большой инклюзивный проект, который мы теперь реализовываем. Кстати, вместе с той самой Настей и ее организацией Happy Today.

1 августа у нас открылся кинотеатр, который доступен для всех: для людей с ментальной и физической инвалидностью. Мы заканчиваем там специальную ресурсную комнату и вместе с banda.agency готовим креативы для этого. Чтобы люди задумались о том, что все мы одинаковые и у каждого из нас должны быть одинаковые возможности.

И это не только о людях с инвалидностью, но и о том, что не нужно дышать в затылок человеку, который стоит перед тобой в очереди и возится с мелочью. Да, мы все можем затупить — нужно быть лояльными к этому.
О жизни пиарщика
Пиарщиками могут быть не все. Тебе это подходит, если ты всегда открыт и готов общаться с людьми. А многие устают от других людей и интенсивного общения. Конечно, я тоже устаю. Но, в принципе, мне нравится коммуницировать, нравится придумывать проекты, нравится всегда быть на связи и отвечать на сообщения в любое время суток. Мне кажется, что я задействована и всем нужна. Если у человека проблемы с коммуникацией, причем не с качеством, а с количеством, стоит выбрать другую сферу деятельности.

У пиарщика каждый день случаются факапы, потому что через тебя постоянно идут потоки информации и ты все время что-то путаешь. Самое большое количество мелких факапов у меня было с датами и числами, например, когда я пригласила дистрибьюторов на вечеринку вместо пятницы третьего на среду пятого числа. Отправила огромное количество писем, а потом пересылала заново все и извинялась. Такое иногда случается, и нужно быть готовым все исправить.
Записатися на
PR Full Course
Детальніше про курс