РУТИНА — ЭТО ПРЯМАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПИАРУ
Вера Щербакова о необходимых навыках пиарщика, любви к работе с брендами и важности ошибок
Привет. В мир пиара ты пришла из журналистики. Переходить на другую сторону баррикад — это распространенная практика? Расскажи подробнее, как ты, в конце концов, пришла к такому выбору?


Когда я работала журналистом, об экономике лучше всего писали экономисты, о политике — политологи. Профессиональный журналист был редкостью. У меня миграция произошла по причине внутренних качеств, любви к общению, людям с интересными проектами. Мне предложили интересную работу в ресторанном бизнесе — работать на специалиста рынка, — я согласилась. Ресторанная коммуникация самая сложная, как по мне. Потом был «Кураж Базар», а теперь я в «Планете Кино».


«PR умер» — это прямо крылатая фраза. Что ты об этом думаешь?

Маркетинг умер, релиз умер. Факт только то, что вымерли динозавры; остальное — очень субъективные красивые фразы, которые можно вставлять в презентации. Посмотрите, сколько компаний на рынке сейчас ищут пиарщиков, и убедитесь в обратном.


На украинском рынке у малого и среднего бизнеса свои реалии и хаос: бюджет на маркетинг и пиар небольшой, поэтому часто этим занимается один человек с массой компетенций. Вот если разложить все по полочкам, какие навыки должны быть у пиарщика?

Ох, это очень субъективно, как и для всех профессий сейчас. Как по мне, пиарщик — это окно компании или бренда в открытый мир. Этот человек коммуницирует со многими в зависимости от того, какого эффекта надо достичь компании. Он может готовить пресс-ивенты, заниматься работой со СМИ, лидерами мнений, партнерами. Главное — это цель. Улучшение имиджа, повышение узнаваемости, внутренний пиар, какие инструменты нужны для этого, такие и надо использовать.


Малому и среднему бизнесу вообще нужен пиар? Есть тысячи брендов, которые живут на своей странице в Instagram и им этого достаточно.

Пиар нужен всем, и у всех он есть, word of mouth, по большому счету, тоже пиар. Нужно ли им тратить на это бюджеты, вот это другой вопрос. Если производитель козьего молока хочет увеличить продажи, ему, скорее, поможет маркетинг и SMM, а если ему надо прокоммуницировать пользу козьего молока и поселить в головах масс идею об этом, тут уже надо идти к пиарщику.


А как оценить эффективность PR-кампании? На какие ключевые факторы нужно смотреть руководителю?

Смотреть нужно на уровень достижения цели; количество и качество публикаций, их охват; участие в кампании лидеров мнений, их качество, соответствие проекту и цели. Нет волшебной таблетки, нужно смотреть по ситуации.

ВЕРА ЩЕРБАКОВА
Куратор PR Full курса Bazilik, лектор, PR в Планете Кино, ех pr-ангел Кураж Базар
Почему ты работаешь внутри бренда, а не в агентстве?

Я ментально далека от работы в агентстве. Я люблю бренды, с которыми работаю, я прямо пропускаю все через себя, живу с ними с утра до ночи. А в агентстве слишком уж много нужно пропускать через себя.


Ты работаешь PR-менеджером «Планеты Кино». Какими пиар-кампаниями для кинотеатра ты гордишься?

Горжусь всеми. Но проще, наверное, спросить у людей, знают ли они, что такое «Планета Кино», что о компании они знают, на каких событиях были и успели ли купить билет на Линча, взяли ли автограф у Загмайстера, какой самый вкусный попкорн и какой из новых вкусов хочется больше всего?


Каким образом ты получаешь новые контакты и налаживаешь связь между издательствами и брендом?

Методом общения. Как у юных пиарщиков, так и у журналистов есть большая проблема. У меня это было тогда, и сейчас тоже есть. Страшно сделать первый звонок или написать первое сообщение. В голове сразу море волнуется, как же человеку написать, а если он не ответит, что же будет, а если напишу глупость или ошибку. А надо просто писать, может, человек ждет вашего сообщения и предложения очень давно. Главное, настроить себя на общение, быть готовым слушать человека и верить — то, что ты им предлагаешь, действительно достойно их внимания и будет интересно остальным.


А были ошибки, не допускать которых ты бы посоветовала другим PR-менеджерам?

Ошибки были, есть и будут. На них учишься и развиваешься. Потому что как только нет ошибок, работа превращается в рутину, а рутина — это прямая противоположность пиару. Как в работе, так и в жизни у меня всегда страдает внимательность. Наверное, из-за этого много неидеальных отчетов.

Я бы еще советовала не обещать того, что сделать не можете, не обманывать и не приукрашать. Прямота и честность, с одной стороны, болезненна, а с другой — формирует ваш имидж.


Теперь давай про курс. Для кого он? Какими компетенциями будет обладать студент после выпуска?

О, ну дошли. Курс пиара для меня — рассказ для тех, кто хочет понять, что это за род деятельности, понять, как работают на рынке люди и бизнесы. Когда мы его создавали, главным принципом была многогранность и наличие показательной практики у лектора. На курсе можно узнать такую информацию, которую не найти в книгах: о шишках, которые набивают годами; о практике, которая окружает нас.
Сначала мы расскажем о том, какие есть рабочие инструменты для специалиста, как стоит общаться со СМИ, лидерами мнений, куда бежать, кому звонить, а кому ни за что звонить не нужно.

И последнее, расскажи, как будет происходить обучение.

Обучение будет проходить весело и непринужденно. Курс условно поделен на два блока, где в первом большая часть моих лекций. В них я, как по учебнику, буду рассказывать о базовых вещах в работе пиарщика. Второй блок собрал в себе специалистов разных направлений. Там можно будет понять, что близко по духу, стоит ли работать в агентстве, со звездой или в ресторанном бизнесе. У нас будет 4 реальных проекта, на которых мы будем практиковаться: получать бриф, писать стратегии, релизы, создавать полноценные пиар-кампании.

Записаться на курс Веры Щербаковой
Место
г. Киев, ул. Воздвиженская, 54
+38 (073) 044 15 58
info@bazilik-school.com.ua


Пн-Пт: с 11:00 до 21:00
Сб-Вс: с 11:00 до 20:00

© Школа Bazilik, 2017
Сделано в