КОГДА РАБОТАЕШЬ
С БИЗНЕСОМ, СЧИТАЙ, ЧТО РАБОТАЕШЬ С ЛЮДЬМИ И ИХ ДЕТЬМИ
АННА ЛИСОВСКАЯ
Куратор Copywriting Full Course. Копирайтер Fedoriv,
маркетолог и сценарист
Анна Лисовская о тонкостях в работе копирайтера и главном «подводном камне» профессии
Копирайтер — загадочная профессия. Все вроде бы понимают, о чем речь, а спросить — теряются. Кто же на самом деле копирайтер?

Копирайтер — это маркетолог с навыками сценариста, который способен придумать идею для бренда и донести ее другим людям доступными ему способами. Это не тот, кто пишет тексты на заказ, как многие думают. Копирайтер формулирует идеи коммуникации, а потом уже доносит их при помощи всего, чего можно, в том числе – текстов.

Как ты вообще пришла в профессию?

Удивительным путем. Родители очень хотели, чтобы я была банкиром. Не принципиально кем, где, главное, чтобы банк. Это был, конечно, странный выбор для ребенка, который всю жизнь любил литературу, языки, писал сочинения. Но я в 16 тоже не очень знала, чего хочу. Поэтому относительно спокойно поступила на банковское дело в легендарный «Нархоз» (улыбается – Ред.), отучилась два года, поняла, что если еще раз открою учебник по инвестанализу, то я просто на нем и повешусь, не знаю, как — как-то.

И поняла, что надо уходить. Забрала документы с факультета банковского дела, сдала за два месяца академразницу что-то около двадцати предметов и перевелась на маркетинг.

Моя специальность называлась «Рекламный менеджмент» и была единственной рекламной специальностью на тот момент. И только когда перевелась, я сказала родителям, что собираюсь сменить факультет. Это, наверное, было самое лучшим решением в моей жизни — сказать после, а не до. Потому что они мне устроили просто три недели ада, я старалась домой вообще не возвращаться.

Моя мама работала в одном офисном здании с Young & Rubicam, это хорошее сетевое агентство, они ведут много больших брендов. Она сказала тогда: «Иди туда и стажируйся. Поймешь, куда вляпалась» (улыбается – Ред.). Я пошла на неоплачиваемую стажировку на два месяца и проработала там чуть больше четырех лет. Вот так я попала в профессию.

Когда родители приняли твой выбор?

Так и не приняли. Папа каждый рекламный блок возмущается: «Это ваша братия снимает эту рекламу!» Мама, в попытке подколоть, зовет меня «дизайнер». Но самое смешное, что они все равно приходят ко мне за текстами.

То есть вслух не признают, но…

В слух — нет, вслух — нельзя (смеется – Ред.). Конечно, первые лет пять я обижалась, потом мне стало смешно, а сейчас у меня даже иногда хватает наглости отвечать.

Вернемся к работе. Ты пришла в агентство во время учебы. Институт после этого не бросила?

Я параллельно училась и преподавала английский язык. Училась на стационаре, потому что это было обязательным условием моих родителей. Зарабатывала я, кстати, репетиторством больше, чем когда работала в агентстве первые пару лет. В какой-то момент с преподаванием пришлось завязать. А потом пришло время сменить агентство.

Вообще, правильным считается менять работу раз в год-полтора. Так, чтобы нахвататься опыта везде, вести разных клиентов и постепенно вырасти.

То есть это не выглядит как непостоянство?

В креативе — нет. В креативе, если ты сидишь долго на одном месте, — это странно. Ну а когда ты взрослеешь, набираешься опыта, переходишь из категории junior хотя бы в middle, а там уже и в senior, то закрепляешься на каком-то месте и работаешь, конечно, дольше. Я проработала 4 года в «янгах», потом три года еще в одном сетевом агентстве и вот сейчас пошёл третий год — в Fedoriv.

Что главное в работе копирайтером? Какими качествами следует обладать?

Нужно просто очень любить дело, которое ты делаешь. Нужно думать все время. В принципе, это нужно всем людям (смеется – Ред.). И любить то, что ты делаешь. Рекламой невозможно заниматься, если ты ее не любишь или вообще призираешь. Так не получится.

А где искать источники вдохновения?

Я не верю во вдохновение. Это скорее свойство ума – пытливость или непытливость, тебе интересно развить какую-то идею или нет. Если не интересно, то будет сложно. У тебя есть задача, есть инструменты, необходимо сесть и найти к ней решение. Это такое же решение, как находит инженер, только у него свои инструменты, а у меня — свои. Его мозг настроен на одни шаблоны, а мой — на другие. И чем более «шаблонистые» у нас обоих шаблоны, тем скучнее будет сделана наша работа. Поэтому важно искать нестандартные ходы, выходить за рамки.

Анна Лисовская попала в рекламный бизнес много лет назад, работала с именитыми брендами, но признается, что родители до сих пор не приняли ее профессиональный выбор.

Анна, куратор Copywriting Full Course в школе Bazilik, рассказала нам, чем на самом деле занимается копирайтер, почему нужно быть немного психологом и что считается дурным тоном в рекламном бизнесе.