Сначала смысл — потом украшательства
Маша Науменко
Основательница и креативный директор в MANA Team
Старт
Я приехала в Киев из Запорожья 10 лет назад с двумя сумками. Разослала десятки резюме и была готова к любой работе. Любую и получила — попала на госслужбу и стала личной ассистенткой. После этого был проект, в котором босс мог написать мне в 10 вечера, что у него в 8 утра встреча в Дубае с партнером и на эту встречу нужна презентация: "Мне нужна презентация, Мария" и много восклицательных знаков.

Босс летал на встречи по всему миру. И нужно было часто делать кастомные презентации нашего продукта для разных партнеров: от крупных мобильных операторов до арабских инвесторов. Из раза в раз находить новые слова и смыслы, чтобы рассказать о нас разным людям и зацепить.

Я делала много презентаций — в среднем по 3-4 штуки в неделю. И поскольку научилась делать это хорошо, ко мне обращались знакомые с просьбой помочь: где-то прописать логику, где-то подобрать изображение, где-то поработать с текстом.

Когда последний проект с инвестором закончился, один из коллег предложил мне взять ту креативную команду, с которой мы на тот момент работали и создать свое агентство. Всё получилось. Мы проработали в таком составе полтора года, но разошлись из-за разности взглядов. Тогда я собрала Mana Team — агентство, основная задача которого — помогать брендам презентовать себя. Изначально ресурса у нас было очень мало, я понимала, что мы не можем делать весь пул услуг для брендов, и выбрала для себя запрос рынка на презентации. Сначала мы делали только их. Но со временем к нам присоединились ещё дизайнеры, и мы продолжили работу над созданием лого и айдентики для брендов.

На данный момент Mana Team специализируется на том, что помогает круто о себе рассказывать и описывать свою деятельность или продукты. Делать это так, чтобы люди действительно понимали ту ценность, которую предприниматели вкладывают в свой продукт. Потому что часто наши клиенты — очень классные, даже лучше, чем они сами о себе думают. Но об этом никто не знает.
Учеба
Лет 6 назад я руководила небольшой креативной командой, но при этом не могла давать ребятам адекватные комментарии: почему мне это не нравится или почему я прошу это передвинуть. А для меня размытая коммуникация и пустое перемалывание воздуха — максимально раздражающий фактор. Мне хотелось научиться разговаривать с дизайнерами на одном языке, чтобы ускорить процесс решения вопросов: разобраться, как работает софт, что такое композиция, цвет, шрифты.

Я пошла учиться на стратега в КАМА, затем в школу визуальных коммуникаций. Это был базовый курс для иллюстраторов, мы там прошли цвет, форму, композицию. Я поняла, как с их помощью коммуницировать с дизайнерами. Потом был ещё курс "Управление креативной командой" и ещё один курс иллюстрации в Projector.
Что такое презентации и как с ними работать
Хорошая презентация — это практически лендинг — полноценный рассказ о бренде. Даже удобнее, чем лендинг — тебе не нужен интернет, чтобы показать её. Ты всегда можешь открыть pdf-документ.

Презентации бывают разные: для инвесторов, для клиентов, для конференций. Иногда это небольшая презентация для сотрудников. Но даже такие промежуточные рассказы о себе лучше продумать и сделать сознательно.

Недавно на конференции я услышала тезис, что человек может фокусироваться на протяжении 2 секунд, в то время как даже у золотой рыбки время фокуса — 3 секунды. Поэтому, чтобы слушатель хоть что-то запомнил, мы рекомендуем делать презентации в объеме 10-15 слайдов, если мы говорим про продукт. Если презентация для выступления — в зависимости от тайминга.

Но в целом, сначала смысл, потом — украшательства. Если бы мне сказали об этом в начале моей карьеры, я бы сэкономила кучу времени. Раньше я тратила его на то, что не имеет никакого значения. Оказалось, что можно всё сделать быстрее, не теряя качество работы. Ключевое, чего нельзя делать в презентациях: нельзя писать сложные тексты, нельзя игнорировать логику, нельзя красить слайды во все цвета радуги и использовать нечитабельные шрифты.

Как бы ни троллили заезженную фразу о том, что нужна насмотренность и натроганность — это действительно работает. То есть, если ты приучишь себя утром, пока пьешь кофе, идти не в инстаграм, а на специализированные ресурсы, где собираются люди со всего мира и показывают свои работы, со временем умение отличить красивое от некрасивого и применять это в своей работе дойдет до автоматизма.

Я, например, чтобы смотреть больше полезных ресурсов, удалила приложение фейсбука с телефона. Мне нравится вдохновляться на Pinterest, несмотря на то, что говорят, что это не для дизайнеров. Люблю смотреть старые фильмы — мне вообще нравится внедрять какие-то образы из кино. Также я смотрю Awwwards, Behance, местами сайты и странички компаний, которые создают шрифты. Обычно эти ребята просто невероятно их презентуют. Я часто засматриваюсь, как с помощью одного только шрифта, меняя цвет и кегль, создаются космически стильные работы.
Клиенты
Мне нравится работать с непростыми клиентами — чем-то необычным, непривычным, непонятным. С тем, что нужно узнать, погрузиться и придумать, в какую форму все это упаковать, чтобы людям было понятно и интересно.

Скоро мы выкатим проект — создание айдентики для компании, которая занимается размещением рекламы на ТВ. Когда говоришь кому-то об этом, все сразу "ууу, телек, я не смотрю". Но как оказалось, это очень интересная сфера. Компания, с которой мы работали, очень отличается от других, существующих сейчас на рынке. Они понимают, что им надо делать прорыв, и совершенно по-другому показывать этот канал размещения. Мы сделали для них айдентику, и в процессе работы пришли к тому, что нам обязательно нужно сказать об этом ещё и словами. Так мы придумали фановые, но со смыслом, коммуникационные сообщения про ТВ.

По презентациям — один из любимых проектов для ПромоДесант — компании, которая занимается промоутерами. С промоутерами у людей, как правило, складывается не самый приятный опыт. Это те ребята, которые бросают в вас колбасой и кричат "Попробуйте нашу новинку", или поджидают за углом, чтобы вручить пельмень на дегустацию. Но ПромоДесант очень интересные, непростые, много лет на рынке. Мы с ними когда встретились и поговорили, у нашей команды по ощущениям зародилась идея сделать презентацию в фановой коллажной стилистике с ретро-тематикой. Мы всегда отправляем на согласование два варианта визуализации, чтобы определить общий стиль презентации. Когда отправили коллажный вариант, получили в ответ: "Господи, как вы знали?!" Директор высылает фото своего кабинета, который когда-то был увешан ретро-плакатами, а мы этот стиль нащупали после интервью.

Если говорить обо мне и моей любимой стилистике, я очень люблю минимализм, люблю когда простые, на первый взгляд, слова и картинка цепляют и вызывают желание всмотреться и задуматься. Я люблю, когда людям нравится, когда им хочется рассмотреть детали, вникнуть и сказать "Вау, та ладно, ого!"
Как делать презентации
Я очень не хочу, чтобы презентация ассоциировалась только со слайдами в Power Point или Keynote. Основная проблема презентаций в том, что люди, даже много всего знающие, не могут кратко и понятно сформулировать свою мысль.

Мне кажется, что программа, в которой делаешь слайды, совсем не имеет значения. Я — старовер и я люблю Power Point, хотя большинство его ненавидит. И это даже как-то меня тешит. В Power Point можно делать всё, что угодно: иллюстрации, анимацию. Если немного открыть глаза, можно увидеть, что Power Point или Keynote — это классный функционал. И главное — даже не знать об инструментах, а понимать, как их использовать. Как с помощью простых приемов — даже с помощью всего одного шрифта — сделать красиво. В презентации должен быть простой дизайн и глубокий смысл.

Людям очень сложно писать просто. Им кажется, что без клише, сложных конструкций и предложений, длиной в абзац, всё выглядит недостаточно серьёзно. Сейчас я веду курс в большой медиагруппе, для людей, которые работают с цифрами, и оказалось, что им сложно говорить простыми словами. В рамках работы с презентациями мы стараемся всё упрощать — только так люди смогут понять то, что ты пытаешься им донести.

Вообще, перед тем, как сделать презентацию, желательно провести интервью. Только в разговоре с человеком, ты докапываешься до сути, вытаскиваешь всю правду. То, что о человеке написано в сети — тоже кто-то написал, кто-то услышал - не услышал, правильно - неправильно интерпретировал и по-своему изложил. Это тоже правда, но своя правда. Когда ты видишь человека, слышишь, как он говорит, какие слова использует, как он отзывается о себе и своем деле — тебе проще будет передать это в его презентации. Потому что презентация — это возможность дораскрыть то, что в компании реально есть.

Когда мы готовим презентацию или айдентику для компании, мы, как агенты, внедряемся и проживаем с командой клиента какой-то период времени. Потому что все эти красивые описания компании, целей, визии и прочее, как правило, не о том. Вся правда и всё самое важное — в общении, в кухне, на курилке.
Курс PresentStation
Я решилась на курс по презентациям, потому что задача презентовать себя возникает у людей очень часто — банально от понравиться его/её маме до крупных выступлений на конференциях. И у меня есть желание поделиться тем, что я знаю о структуре, логике и оформлении презентаций. Потому что правильно собранная презентация экономит время, которого нет.

Вот мы будем учиться делать так, чтобы нас увидели, услышали и поняли. То есть — поставить задачу, услышать клиента, показать себя клиенту. Этот курс про смысл: как делать презентации, для кого, и как собрать базовый набор информации, которая поможет очень быстро, в важный момент, собрать краткую презентацию по нужной теме.

На курсе будет теория и практика, будут лекции по инфостилю с копирайтером, а на одном из занятий мы даже будем рисовать акварелью, чтобы понимать, как получить нужный цвет. Это очень помогает почувствовать цвет и понять, как с ним работать.

Будем также обсуждать, как готовить себя к презентации и что брать с собой. Спойлер: всё.

Готовясь к выступлению, ты всегда должен уточнить — на чём будет проходить показ твоей презентации. Потому что каждый носитель имеет свои особенности. С собой должны быть свои батарейки, свой кликер, свои переходники.

Недавно я была на форуме, где важный и крутой спикер с красивой презентацией забыл переходник и вся его презентация с кучей видео воспроизводилась без звука. Ему приходилось самостоятельно озвучивать ролики с невероятными кейсами. Конечно, общее впечатление смазалось. Можно быть супер специалистом, прекрасно делать свою работу, но стечение обстоятельств, нервы — и ты всё забыл. Поэтому я советую составлять себе конспект — сохранять его на телефоне и брать с собой павербанк.

В большинстве случаев, если ты импровизатор, даже с большим стажем, велик риск упустить суть. А это очень плохо. На TEDе есть ролик как сделать презентацию из ничего. Первые минут 10, даже если ты просто льёшь воду, тебя слушают. Но потом люди начинают понимать, что они не улавливают сути. То есть на их радарах нет никаких объектов, только пустота вокруг. А это всё репутация. Её очень сложно построить и очень легко потерять.
Записатися на
PresentStation
Детальніше про курс